Посилання до статті "Про благодать Таїнств поза єдністю з Московським Патріархатом"
01 лютого 2010
Опублікував Михаїл Омельян
Посилання до публікації "Про благодать Таїнств поза єдністю з Московським Патріархатом".

Посилання до публікації Про благодать Таїнств поза єдністю з Московським Патріархатом.

1 - Цит. по: Патриарх Алексий. Слова, речи, послания: В 2 т. М., 1954. Т. 2. С. 111.

2 - Архимандрит Рафаил (Карелин). Вызов новомодернизма. Об искажениях истины в богословских опытах диакона Андрея Кураева. М., 1999. С. 10.

3 - Святитель Николай Японский. Запись в дневнике 28.09. 1901г. // Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа ... Ч. 2. С. 73. Кстати, и сам св. Николай жертвовал деньги на строительство инославных христианских храмов (а именно на строительство сиро-халдейской церкви) [см. - св. Николай Японский. Запись в дневнике 11.5.1902 // Праведное житие и апостольские труды… ч. 2. с. 113].
4 - См. Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998, с. 408.

5 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 85.

6 - Примеры приведены в книге: Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4. С. 557.

7 - “Нельзя решительно утверждать, что западные лишены благодатного дара священства в непрерывном от апостолов рукоположении, которое они сохранили” (Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского. Т. 5. Ч. 1. С. 645–646.

8 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С.67.

9 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 66. “В 1908 г. волынский архиеп. Антоний на публичной беседе в Санкт-Петербурге сказал, что "старообрядческие клирики – простые миряне, но если они придут с раскаянием к церкви, то он может принять их в священном сане". К нему обратился старовер: "Скажите, владыка, вот присутствующий здесь старообрядческий священник Никита Швецов, по-вашему, мирянин?" – "Да". – "Церковь ваша может признать его действительным иереем?" – "Может, если он примирится с церковью. А теперь он для меня – простой мирянин". - "Т. е. он такой же мирянин как я? " – "Да, конечно". – "Представьте, что и я примирюсь с вашей церковью. Может ли она и меня признать священнослужителем?" – "Но ведь вы нерукоположенный? " – "Что же из этого? По-вашему, я такой же мирянин, как и о. Никита. Этого мирянина ваша церковь может признать иереем, а меня нет? Почему такое неравное отношение?" – "Но вы же сами считаете себя мирянином, как же церковь может признать вас духовным лицом?" – “Вот в чем дело. Тогда я заявляю вашей церкви, что я – старообрядческий митрополит. Вам будет очень лестно принять к себе старообрядческого митрополита. Не правда ли? Скажите же, может ли, т.е. в праве ли она, имеет ли в себе столько силы, чтобы и меня, тоже простого мирянина, но восхитившего на себя сан митрополита, признать, при присоединении к ней, в сане митрополита?” (Мельников Ф. Е. Блуждающее богословие. Обзор вероучения господствующей Церкви. С. 193).

10 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 66.

11 - Еще одно выражение из книги о. Рафаила, смысл которого также оказался выше моего разумения – это "Церковь в своей софийной сущности, как обитель Божественной Премудрости…" (Указ. Соч. с. 85). Кстати, не могу я согласиться и с утверждением, будто "У Христа Тело одно. Ибо это тело Абсолюта, наполняющего Собой все" (там же). Если Церковь есть "Тело Абсолюта, наполняющего Собой все", то зачем нужно было Воплощение и Голгофа? Бог всегда был Абсолютом и всегда наполнял Собою все. Принятие формулы архим. Рафаила повлечет за собой и согласие с формулой, отождествляющей Космос и Церковь. А ведь именно за эту формулу ("Космос есть литургисающий организм) о. Рафаил в этой же книге покритиковал прот. Сергия Булгакова (с. 12)…

12 - См. архиеп. Серафим (Соболев). Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943. К сожалению, в московском переиздании этой книги 1997-го года глава, посвященная анализу концепции архим. Иллариона, была опущена. Мне не близка позиция архиеп. Серафима. Но не могу не заметить, что он относит к архим. Иллариону (Троицкому) весьма строгие слова: он–де "не может быть богословским авторитетом вообще" (Указ. соч. с. 9). Пути и наследию архиеп. Иллариона посвящен труд протодиакона Сергия Голубцова (Протодиакон Сергий Голубцов. Материалы к биографиям профессоров и преподавателй МДА: архиепископ Иларион (Троицкий) // Богословский вестник: Сборник научных трудов. Сергиев Посад, 1998. Вып. 2).

13 - Патриарх Сергий. Отношение Православной Церкви к отделившимся от нее обществам // Православие и экуменизм: Документы и материалы 1902-1998. М., 1999, С. 89-92.

14 - прот. Георгий Флоровский. О границах Церкви // ЖМП. 1989, № 5. С. 72.

15 - Гаврюшин Н. К. На границе философии и богословия: Шеллинг – Одоевский – митрополит Филарет (Дроздов) // Богословский вестник.: Сборник научных трудов. Сергиев Посад, 1998. Вып. 2. С. 84.

16 - Патриарх Сергий. Отношение Православной Церкви к отделившимся от нее обществам // Православие и экуменизм: Документы и материалы 1902-1998. М., 1999, С.106-107.

17 - Митрополит Николай. Русская Православная Церковь и экуменическое движение // Православие и экуменизм. Документы и материалы... С. 194.

18 - Иеромонах Онуфрий (Гагалюк). Вопрос о спасении в сочинениях Филарета (Дроздова), митрополита Московского // Миссионерское обозрение. Спб., 1915. №10. С. 195. Моя позиция "почти" идентична этой потому, что я лишь предполагаю возможность совершения Таинств у инославных, а святитель Филарет это прямо утверждает.

19 - Архим. Рафаил. Указ. Соч. С. 79-80.

20 - св. Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Грекороссийской Церкви // Филарета, митрополита Московского и Коломенского Творения. М., 1994, сс. 408-409.

21 - св. Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным... С. 402-403.

22 - св. Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным… С. 447-448.

23 - св. Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным… С. 448.

24 - св. Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным… С. 448.

25 - св. Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным… С. 449.

26 - св. Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным… С. 424.

27 - св. Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным… С. 449.

28 - “Каналы легких - это Божественные таинства св. Церкви и другие освятительные ее действия... Так дышит Христова Церковь или все повсюду христиане. Но не все человечество причастно животворящих действий сего Божественного дыхания. Причина сему та, что в одной части человечества повреждены органы дыхания, другая - большая не подвергает себя влиянию сего благотворного дыхания. Где повреждены сии учреждения (т. е. таинства), там дыхание Божественным Духом не полно, и, следовательно, не имеет полного действия. Так у папистов все таинства повреждены и искажены многие спасительные священнодействия. Папство - легкое со струпами или загноенное. У лютеран большая часть таинств и священнодействий отвергнута, оставшаяся искажена и в смысле и в форме. Они походят на тех, у коих согнило три четверти легких, а остальная дотлевает. Близки к ним, но еще поврежденнее наши раскольники, молокане, хлыстовцы и проч. Все таковые не дышат или не полно дышат, потому суть тлеющие трупы или чахнущие, как чахнет тот, у кого расстроена грудь” (св. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М., 1991, с. 18).

29 - св. Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным… С. 450.

30 - митр. Филарет (Дроздов). О непрерывности епископских рукоположений в Англиканской Церкви // Православное обозрение. 1886, февраль, с. 35.

31 - Митр. Филарет. Письма к архиеп. Тверскому Алексию. М., 1883, СС. 99-100.

32 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с. 86.

33 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 82.

34 - Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Собрание отзывов и мнений. Т.5. Ч.1. М., 1887, СС. 645-646.

35 - Деяния совещания глав и представителей автокефальных православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. М., 1949, Т.2. С.435.

36 - свят. Лука Симферопольский. Послание к духовенству Симферопольской и Крымской епархии 1960 г. // Протод. Василий Марущак. Святитель-хирург. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М., 1997. СС. 132-133. Я не могу понудить себя к согласию с этими словами святителя Луки, но делаю из них по крайней мере такой вывод, что надо поосторожнее бросаться обвинениями в "экуменизме".

37 - Отцы древней Церкви, “в ответ на утверждение св. Киприана, что принцип единства требует полного отрицания чужих таинств, утверждали, не отрицая идеи единства "единоспасающей" Церкви, возможность особенного действия Христа за оградой Церкви. Еретики, говорили они, не могут быть сравниваемы с язычниками: они вышли из Церкви, но и от язычества отказались; они стоят как бы между Церковью и языческим миром. Церковь поэтому не совпадает в своих границах с христианством вообще; ее можно представить меньшим концентрическим кругом, заключенным в больший. Церковь обладает благодатью в полном ее объеме, но часть благодати - вне Церкви, выходит за пределы Церкви. Как понимать это действование "тайны" за пределами Церкви - не выяснено точно… Правильное совершение таинства (крещения, священства...) вне Церкви, как по Августину, так и по Василию Великому, - достаточное основание, по которому Церковь может принять в свои недра без повторения таинства. При разном толковании, однако, признается некая печать таинства за пределами Церкви, действующая по силе призывающей благодати Божией. И мы знаем, что Церковь встала не за мнения св. Киприана, а за взгляды тех, кто не отвергал силу внецерковного таинства до дна” (еп. Михаил (Семенов). Избранные статьи. Из журнала "Церковь" за 1908-1915 гг. Спб., 1998. СС. 161-162).

38 - Доктор церковной истории, проф. МДА прот. Владислав Цыпин у Отцов находит "Глубокую мысль… о постепенном иссякании благодати в обществах, отделившихся от Церкви" (прот. Владислав Цыпин. К вопросу о границах Церкви // Богословские труды. Юбилейный Сборник, посвященный 300-летию МДА. М., 1986, с. 205).

39 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с. 90.

40 - Духовник Царской семьи Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник, М., 1996, С.329-330.

41 - Древний Патерик. М., 1899. С.144.

42 - Архимандрит Рафаил из моего вопроса – не питают ли благодатные токи, пусть и ослабленно, инославных? - сделал странные выводы. Во-первых, он написал, будто я развиваю "концепцию о возможности спасения в ереси" (Указ. соч. с. 61). Во-вторых, сказал, что "либералы довольны. Они сразу же шестым чувством учуяли здесь дорогой для них дух "оригенизма" (всеспасения)" (там же). Интересно - где именно о. Рафаил встречал либералов, довольных моей книгой "Вызов экуменизма"? Положительные отклики на эту книгу в либеральной прессе мне не попадались…

43 - “Есть более жесткие формулы экуменизма – с ними уже и я не могу согласиться. Это признание того, что в неправославных церквах не просто есть благодать, но что эта благодать ни в чем сотериологически не ущербна по сравнению с тем, что есть в Православии. Все христианские общины мира, как бы они ни разнились между собою, обладают равной спасающей благодатью” (диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. С. 43).

44 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 85.

45 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с.55.

46 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с.63.

47 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с. 63-64.

48 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с. 72-73.

49 Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 31.

50 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 32.

51 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 25.

52 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 9.

53 - "По идее своей это движение, имеющее целью объединение конфессий. Такое сближение может иметь две формы: 1) синтез конфессий как унификация и слияние традиций в однородный сплав; 2) синкретизм как соединение конфессий по принципу разнообразия форм при предполагаемом общем для них содержании" (Указ. Соч. с. 6).

54 - Только что – в мае 1999 г. - я участвовал в такой встрече в Минске. То, что я отрицал наличие евхаристического таинства в лютеранской церкви, не помешало моим собеседникам с неподдельным интересом слушать мой рассказ о религиозной жизни России.

55 - Цит. по: Вагнер М. Десятилетие перемен в Средней, Восточной и Западной Европе. Контакты с Православной Церковью в рамках партнерских связей Евангелической Церкви Вюрттемберга с церквями Средней, Восточной и Западной Европы. Минск, 1999, с.21.

56 - Кстати, меня весьма удивило то, что архим. Рафаил приписывает мне боязнь резких слов и оценок (Указ соч. с. 21). Любой человек, слушающий мои лекции и читающий мои книги, знает, что грешу я скорее противоположным,

57 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 14.

58 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 46.

59 - Иванов П. Фундаменталисты бросают вызов. В индийском правительстве наметился раскол в связи сразным отошением к погромам христиан // НГ-религии. М., 1999, 10 февраля.

60 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 27.

61 - Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 35.

62 - См. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. С. 36.

B1 2ea431fc043b86080bdadb15edec723d4942013b7cf40c2dd0574cd45f0dc001
B2 788316bf3690e18b26de7499a256808036321480d764decee21355b38eed5f8d
B3 aca999ee49f750f3b9bf83748547d1da859a37d673b52fe27f80beddaef9ee78

Дякуємо! Тепер ви підписані на наші новини